"Лукоморье" МОУ Арефинская СОШ с.Арефино Шишова Н.А.
Программа внеурочной деятельности для 1-4 классов "Лукоморье"МОУ Арефинская СОШ
УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ Арефинская СОШ _________________________ «____» _____________
Программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Лукоморье»
Срок реализации: 4 года
Составитель: Шишова Наталья Александровна первая квалификационная категория
2014-15 уч.г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Развитие художественно-творческих способностей личности была и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации. Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение). Программа кружка «Лукоморье» составлена на основе: - программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова (Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008); - образовательной программы «Основы театрального искусства» Похмельных А.А. (Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей. Детско-юношеский центр г. Петрозаводска); - программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина (Санкт – Петербургская государственная академия театрального искусства. Кафедра основ актёрского мастерства). Цель: воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением. Задачи: · опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка; · помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения; · через театр привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней; · научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе. Театр рассматривается в контексте других видов искусства, и в начальной школе даются общие представления о его специфике. Отличительными особенностями и новизной программы является: - деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент; - принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика); - принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности. Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий: · игра · беседа · иллюстрирование · изучение основ сценического мастерства · мастерская образа · мастерская костюма, декораций · инсценирование прочитанного произведения · постановка спектакля · посещение спектакля · работа в малых группах · актёрский тренинг · экскурсия · выступление Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость. Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности. Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование. Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей. Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности. Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.
В программу кружка включено инсценирование произведений, изучаемых в программе «Чтение и начальное литературное образование» авторов: Л.Ф.Климанова,В.Г.Горецкий. Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка. Итогом кружка «Лукоморье» является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра. Курс рассчитан на 4 года обучения в начальной школе по 1 часу в неделю, 33 часа в год в 1 классе, 34 часа в год во 2-4 классах.
Предполагаемые умения и навыки В результате посещения занятий участники театрального объединения должны Знать: -терминологию театрального искусства; -особенности театральных профессий; -особенности театрального искусства и его отличие от других видов искусств; -основные жанры драматургии; -устройство театра снаружи и изнутри; Уметь: -ориентироваться в пространстве; -свободно и естественно держаться на сцене; -создавать импровизации разного характера; -запоминать заданные режиссёром мизансцены; -сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему; -менять высоту и силу звучания голоса; -прочитать наизусть стихотворный текст с нужной интонацией. Система поощрений -грамоты и дипломы на заключительном празднике «Звёздный час» -награждение медалями в номинациях: -Лучшая (мужская) роль года -Лучшая( женская) роль года -Открытие года -Мастер эпизода -Мастер импровизации -За обаяние и искренность -За ответственность -Лучший поэт -За художественную выразительность -Зрительская симпатия
Программа учит мечтать и добиваться цели, учит побеждать, ответственно и профессионально относиться к делу, учит умению справляться с любой ролью в жизни
Содержание программы «Лукоморье» 1 – ый год обучения
Тренинги, театральные игры, этюды, миниатюры
Основная цель занятий – снятие зажимов, эмоциональное и энергетическое раскрепощение, развитие коммуникабельности, индивидуальности. Это первые шаги начинающего артиста. Для того, чтобы действовать естественно и целенаправленно, необходимо научиться отвечать на вопросы: почему, зачем, для чего я это делаю. Эту способность развивают упражнения и этюды на сценическое оправдание, т.е. умение объяснить, оправдать любую свою позу или действие предлагаемыми обстоятельствами. Сюжетные этюды и миниатюры готовятся под руководством педагога с привлечением старших участников кружка.
Искусство выразительного чтения Первые шаги в овладении искусством выразительного чтения. Упражнения на дыхание, артикуляцию, голос. По необходимости – привлечение логопеда. Знакомство с особенностями сценической речи.
Основы театральной культуры Первое представление об истории театра. Знакомство с техникой сцены. Театральный этикет.
Первые роли Этюды, миниатюры, утренники, массовки в спектакле. Индивидуальные роли эпизодического характера. Мини – спектакль сказочного содержания.
Посещение театра, праздники.
Просмотр спектаклей выездных театров, поездка в театры других городов. Участие в праздниках, организованных Центром дополнительного образования и собственными силами. Подобные мероприятия сплачивают детей, развивают коммуникабельность.
Содержание программы «Лукоморье» 2 – ой и последующие годы обучения
Тренинги, театральные игры, этюды, миниатюры
Цель игры – не столько приобретение ребёнком профессиональных умений и навыков, сколько развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, умения общаться в различных жизненных ситуациях Театральные этюды с заданными и нафантазированными обстоятельствами развивают навыки действия с воображаемыми предметами, учат умению импровизировать. Сценки – миниатюры учат действовать на сценической площадке свободно и естественно, совершенствуют умение импровизации, готовят к работе над спектаклем.
Искусство выразительного чтения Занятия данного раздела призваны научить участников кружка тонко чувствовать, глубоко понимать, искусно воссоздавать поэтический текст, что способствует духовному обогащению учащихся, развитию эмоциональной чуткости. К данному разделу относятся и занятия по подготовке к концертам, литературным композициям, конкурсам чтецов. Контроль за соблюдением требований сценической речи осуществляется на всех занятиях театрального объединения.
Основы театральной культуры Раздел призван обеспечить условия для овладения школьниками первоначальными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы: -- Из истории театра. Особенности театрального искусства. Виды театрального искусства. Рождение спектакля. Обсуждение игры актёров детского спектакля (видеозаписи). Театр снаружи и изнутри. Культура зрителя.
Работа над спектаклем Данный раздел является основным, базируется на сценариях пьес детских авторов, авторских сценариях . Тексты для постановки на сцене отбираются с нравственно – эстетической точки зрения с учётом предполагаемого духовного роста личности ребёнка. Раздел включает следующие этапы: Выбор пьесы и обсуждение её с детьми. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Поиски музыкально – пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость) .Создание эскизов декораций и костюмов. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен. Репетиция отдельных картин с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением. Репетиция всей пьесы целиком с костюмами, реквизитом и декорациями. Премьера спектакля. Обсуждение. Повторные показы спектакля. Оформление альбома с фотографиями.
Посещение театра, праздники.
Просмотр спектаклей выездных театров, поездка в театры других городов. Участие в праздниках , организованных Центром дополнительного образования и собственными силами. Подобные мероприятия сплачивают детей, развивают коммуникабельность.
Поэтическая мастерская «Проба пера» С детьми, обладающими творческими способностями, проводятся индивидуальные консультации в течение всего учебного года во внеурочное время по согласованию педагога и учащихся. Используются теоретические знания о стихосложении, полученные учащимися на уроках. Занятия добровольные. Целесообразно проведение ряда занятий в форме поэтической мастерской для всех участников объединения. Их назначение – формирование умения точно и выразительно передавать свои мысли, чувства. Чтение стихов собственного сочинения. Практическое применение умений и навыков актёрского мастерства.
Тематический план занятий 1 – го года обучения «Первые шаги»
Тематический план занятий 2 – го года обучения «Театральное представление»
Тематический план занятий 3 –го года обучения «Театральное представление»
Тематический план занятий 4 – го года обучения «Вдохновение – переживание - творчество»
Предполагаемые результаты реализации программы
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
9 октября 2019 в 12:39
Прикреплённые файлы:Документ: Программа внеурочной деятельности для 1-4 классов "Лукоморье" Описание файла:Файл называется: lukomore-programa_74lov.docx Это официальный файл организации «"Лукоморье" МОУ Арефинская СОШ с.Арефино Шишова Н.А.», в нём содержится Программа внеурочной деятельности для 1-4 классов "Лукоморье". Размер файла: 0,05 Мегабайт. Скачать файл
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.