"Лукоморье" МОУ Арефинская СОШ с.Арефино Шишова Н.А.

Программа внеурочной деятельности для 1-4 классов "Лукоморье"

МОУ Арефинская СОШ

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор

 МОУ Арефинская СОШ

_________________________

 «____» _____________

 

Программа курса внеурочной деятельности

по общекультурному направлению

«Лукоморье»

 

Срок реализации: 4 года

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Шишова Наталья Александровна

первая квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

2014-15 уч.г.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Развитие художественно-творческих способностей личности была и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.

Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя.

Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).

Программа кружка «Лукоморье» составлена на основе:

- программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова (Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008);

- образовательной программы «Основы театрального искусства» Похмельных А.А. (Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей. Детско-юношеский центр

г. Петрозаводска);

- программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина (Санкт – Петербургская государственная академия театрального искусства. Кафедра основ актёрского мастерства).

Цель: воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.

Задачи:

· опираясь на синтетическую природу театрального искусства,

способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка;

· помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и

общения;

· через театр привить интерес к мировой художественной культуре

и дать первичные сведения о ней;

· научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к

любой работе.

Театр рассматривается в контексте других видов искусства, и в

начальной школе даются общие представления о его специфике.

Отличительными особенностями и новизной программы является:

- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка

средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент;

- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);

- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

 Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

· игра

· беседа

· иллюстрирование

· изучение основ сценического мастерства

· мастерская образа

· мастерская костюма, декораций

· инсценирование прочитанного произведения

· постановка спектакля

· посещение спектакля

· работа в малых группах

· актёрский тренинг

· экскурсия

· выступление

Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.

Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.

Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.

Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у  школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.

 

В программу кружка включено  инсценирование произведений, изучаемых в программе «Чтение и начальное литературное образование» авторов: Л.Ф.Климанова,В.Г.Горецкий.

Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.

Итогом кружка  «Лукоморье» является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра.

Курс рассчитан на 4 года обучения в начальной школе по 1 часу в неделю, 33 часа в  год в 1 классе,  34 часа в год во 2-4 классах.

 

Предполагаемые умения и навыки

В результате посещения занятий участники театрального объединения должны

 Знать:

-терминологию  театрального искусства;

-особенности театральных профессий;

-особенности театрального искусства и его отличие от других видов искусств;

-основные жанры драматургии;

-устройство театра снаружи и изнутри;

Уметь:

-ориентироваться в пространстве;

-свободно и естественно держаться на сцене;

-создавать  импровизации разного характера;

-запоминать заданные режиссёром мизансцены;

-сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему;

-менять высоту и силу звучания голоса;

-прочитать наизусть стихотворный текст с нужной интонацией.

Система поощрений

-грамоты и дипломы на заключительном празднике  «Звёздный час»

-награждение медалями в номинациях:

-Лучшая (мужская) роль года

-Лучшая( женская) роль года

-Открытие года

-Мастер эпизода

-Мастер импровизации

-За обаяние и искренность

-За ответственность

-Лучший поэт

-За  художественную выразительность

-Зрительская симпатия

 

Программа учит мечтать и добиваться цели, учит побеждать, ответственно и профессионально относиться к делу, учит умению справляться с любой ролью в жизни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы «Лукоморье»

1 – ый год обучения

 

Тренинги, театральные игры, этюды, миниатюры

 

Основная цель занятий – снятие зажимов, эмоциональное и энергетическое раскрепощение, развитие коммуникабельности, индивидуальности.

Это первые шаги начинающего артиста.

Для того, чтобы действовать естественно и целенаправленно, необходимо научиться отвечать на вопросы: почему, зачем, для чего я это делаю.

Эту способность развивают упражнения и этюды на сценическое оправдание, т.е. умение объяснить, оправдать любую свою позу или действие предлагаемыми обстоятельствами.

Сюжетные этюды и миниатюры готовятся под руководством педагога с привлечением старших участников кружка.

 

Искусство выразительного чтения

Первые шаги в овладении искусством выразительного чтения.

Упражнения на дыхание, артикуляцию, голос. По необходимости – привлечение логопеда. Знакомство с  особенностями сценической речи.

 

Основы  театральной культуры

Первое представление об истории театра.

Знакомство с техникой сцены. Театральный этикет.

 

Первые роли

Этюды, миниатюры, утренники, массовки в спектакле.

Индивидуальные роли эпизодического характера.

Мини – спектакль сказочного содержания.

 

Посещение театра, праздники.

 

Просмотр спектаклей выездных театров, поездка в театры других городов. Участие в праздниках,  организованных Центром дополнительного образования и собственными силами. Подобные мероприятия  сплачивают детей, развивают коммуникабельность.

 

Содержание программы «Лукоморье»

2 – ой и последующие годы обучения

 

Тренинги, театральные игры, этюды, миниатюры

 

Цель игры – не столько приобретение ребёнком профессиональных умений и навыков, сколько развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, умения общаться в различных жизненных ситуациях

Театральные этюды с заданными и нафантазированными обстоятельствами  развивают навыки действия с воображаемыми предметами, учат  умению импровизировать.

Сценки – миниатюры учат действовать на сценической площадке свободно и естественно, совершенствуют умение импровизации, готовят к работе над спектаклем.

 

Искусство выразительного чтения

Занятия данного раздела призваны научить участников кружка тонко чувствовать, глубоко понимать, искусно воссоздавать поэтический текст, что способствует духовному обогащению учащихся, развитию эмоциональной чуткости. 

К данному разделу относятся и занятия по подготовке к концертам,  литературным композициям, конкурсам чтецов.

Контроль за соблюдением требований сценической речи осуществляется на всех занятиях театрального объединения.

 

Основы  театральной культуры

Раздел призван  обеспечить условия для овладения школьниками первоначальными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы:

-- Из истории театра.

Особенности театрального искусства.

Виды театрального искусства.

Рождение спектакля.

Обсуждение игры актёров детского спектакля (видеозаписи).

Театр снаружи и изнутри.

Культура зрителя.

 

Работа над спектаклем

Данный раздел является основным, базируется на сценариях пьес детских авторов, авторских сценариях . Тексты для постановки на сцене отбираются  с  нравственно – эстетической точки зрения с учётом  предполагаемого духовного роста личности ребёнка. Раздел включает следующие этапы:

Выбор пьесы и обсуждение её с детьми.

Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

Поиски музыкально – пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость) .Создание эскизов декораций и костюмов.

Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами.

Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.

Репетиция отдельных картин с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением.

Репетиция всей пьесы целиком с костюмами, реквизитом и декорациями.

Премьера спектакля. Обсуждение.

Повторные показы спектакля. Оформление альбома с фотографиями.

 

Посещение театра, праздники.

 

Просмотр спектаклей выездных театров, поездка в театры других городов. Участие в праздниках , организованных Центром дополнительного образования и собственными силами. Подобные мероприятия  сплачивают детей, развивают коммуникабельность.

 

Поэтическая мастерская «Проба пера»

  С детьми, обладающими творческими способностями, проводятся индивидуальные консультации  в течение всего учебного года  во внеурочное время по согласованию педагога и учащихся. Используются теоретические знания  о стихосложении, полученные учащимися на уроках. Занятия добровольные. 

Целесообразно проведение ряда занятий в форме поэтической мастерской  для всех участников объединения. Их назначение – формирование умения  точно и выразительно передавать свои мысли, чувства.

Чтение стихов собственного сочинения. Практическое применение умений и навыков актёрского мастерства.

 

 

 

 

Тематический план занятий 1 – го года обучения

 «Первые шаги»

 

Дата проведения

 

 

Тема занятия

 

 

Количество часов

 

 

 

1 - 2

 

Вводное занятие.

Собеседование.

История создания театрального кружка. Традиции. Видеосюжеты. Планы.

 

2

 

 

 

 

 

3-10

 

Тренинги

Театральные игры, этюды, миниатюры

Упражнения на снятие зажимов, раскрепощение.

Коммуникабельность.

 Развитие творческой активности.

 

Упражнения и этюды

«Угадай, что я делаю»

Игры на превращения

Народные и специально подобранные игры с воображаемыми предметами

Игры на развитие двигательных способностей, жестов, мимики

Сценки - миниатюры

 

 

 

8

 

 

 

 

 

11-16

 

 

 

 

17-20

 

Искусство выразительного чтения

Обучение искусству выразительного чтения:

Упражнения на дыхание, артикуляцию, голос.

 

Интонация. Логические ударения.

Подготовка чтецов для участия в конкурсах, композициях, концертах.

 

Основы  театральной культуры

Народный театр. Шуты и скоморохи.

Устройство и техника сцены.

Особенности и виды театрального искусства.

Обучающая игра «Театральный этикет»

 

 

6

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

21-26

 

 

 

Первые роли

Сценки – миниатюры

Подготовка утренников

 Массовки в спектакле.

Индивидуальные роли эпизодического характера.

Мини – спектакли – сказки.

Репетиции. Премьера.

Повторные выступления.

 

 

 

 

6

 

 

 

27-32

 

Посещение театра. Экскурсии. Праздники

 

Просмотр спектаклей выездных театров, поездка в театры других городов. Участие в праздниках, организованных Центром дополнительного образования и собственными силами.

 

 

6

 

 

33

 

 

Всего

 

Подведение итогов

Посвящение в актёры. Награждение.

 

 

 

1

 

33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический план занятий 2 – го года обучения

«Театральное представление»

 

Дата проведения

 

 

Тема занятия

 

2 класс

Колич.

часов

 

 

 

1

 

Вводное занятие.

Организационные вопросы. Знакомство с планом занятий.

 

1

 

 

 

 

 

2-8

 

Тренинги. Театральные игры, этюды, миниатюры

Упражнения на раскрепощение и развитие актёрских навыков

 

Коллективные коммуникативные игры

«Фотограф»

«Телепаты»

«Одно и то же по – разному»

и другие

Сюжетные театральные этюды.

Искусство импровизации

Сценки-миниатюры на различные темы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

9-11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12-19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основы  театральной культуры

Из истории театра. Ведущие театры страны.

Культура поведения в театре.

Обсуждение детского спектакля (видеозаписей)

 

 

 

 

 

 

 

Искусство выразительного чтения

Обучение искусству выразительного чтения:

Упражнения на дыхание, артикуляцию, голос.

Работа над скороговорками.

Интонация:

повышение и понижение голоса

словесное и логическое ударение

связь между смыслом  предложения и логическим ударением

Подготовка чтецов для участия в конкурсах, композициях, концертах.

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

20-25

 

 

 

Работа над спектаклем

Чтение, обсуждение, распределение ролей.

Деление пьесы на эпизоды, чтение, пересказ. Индивидуальное собеседование по каждой роли.

Работа над отдельными эпизодами, сценами

Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов

Создание эскизов декораций и костюмов

Репетиция всей пьесы

 

Премьера

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26-31

 

Посещение театра. Экскурсии. Праздники

 

Просмотр спектаклей выездных театров, поездка в театры других городов. Участие в праздниках, организованных Центром дополнительного образования и собственными силами.

 

 

 

 

6

 

32-33

 

Поэтическая мастерская «Проба пера»

Стихи собственного сочинения

Выразительное чтение

 Анализ актёрского мастерства

 

 

 

 

 

2

 

 

34

 

 

 

 

 

 

Всего

 

Подведение итогов

 

Определение рейтинга участников кружка.

Праздник «Звёздный час». Награждение.

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический план занятий  3 –го года обучения

«Театральное представление»

 

Дата проведения

 

 

Тема занятия

 

3 класс

Колич.

часов

 

 

 

1

 

Вводное занятие.

Организационные вопросы. Знакомство с планом занятий.

 

1

 

 

 

 

 

2-6

 

Тренинги. Театральные игры, этюды, миниатюры

Упражнения на раскрепощение и развитие актёрских навыков

 

 «Ролевые игры»: упражнения,  развивающие навыки  перевоплощения. Передача характера героя, отношений, конфликта событий. Время и обстоятельства. Индивидуальность актёра в представлении сценического героя

Сюжетные театральные этюды.

Искусство импровизации

Сценки-миниатюры на различные темы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

7-8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9-11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основы  театральной культуры

Жанры драматургии.

Культура поведения в театре.

Обсуждение детского спектакля (видеозаписей)

 

 

 

 

Искусство выразительного чтения

Обучение искусству выразительного чтения:

Упражнения на дыхание, артикуляцию, голос.

 

Пауза

логическая (смысловая)

психологическая:

пауза припоминания

пауза напряжения

пауза умолчания

 

Подготовка чтецов для участия в конкурсах, композициях, концертах.

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

12-22

 

 

 

Работа над спектаклем

Чтение, обсуждение, распределение ролей.

Деление пьесы на эпизоды, чтение, пересказ. Индивидуальное собеседование по каждой роли.

Работа над отдельными эпизодами, сценами

Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов

Создание эскизов декораций и костюмов

Репетиция всей пьесы

 

Премьера

 

Повторные выступления

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

23-28

 

Посещение театра. Экскурсии. Праздники

 

Просмотр спектаклей выездных театров, поездка в театры других городов. Участие в праздниках, организованных Центром дополнительного образования и собственными силами.

 

 

 

 

6

 

 

 

29-32

 

Театральная весна

Знакомство со сценарием

Репетиции

Выступление

 

 

4

 

 

33

 

Поэтическая мастерская «Проба пера»

Стихи собственного сочинения

Выразительное чтение

 Анализ актёрского мастерства

 

 

 

1

 

 

34

 

 

 

 

 

 

Всего

 

Подведение итогов

 

Определение рейтинга участников кружка.

Праздник «Звёздный час». Награждение.

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический план занятий  4 – го года обучения

«Вдохновение – переживание - творчество»

 

Дата

Проведения

 

 

 

Тема занятия

 

 

Количество часов

 

 

 

1

 

Вводное занятие.

Организационные вопросы. Знакомство с планом занятий.

 

1

 

 

 

 

 

2-7

 

Тренинги . Театральные игры, этюды, миниатюры

Упражнения на развитие воображения, ощущения места действия, времени 

Язык жестов и мимики

Энергетика и обаяние актёра

Совершенствование искусства

импровизации

Искусство внутреннего монолога

Сценки-миниатюры на различные темы

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

8-10

 

 

Основы  театральной культуры

Из истории театра.

Использование краеведческих материалов

Современный театр

 Обсуждение детского спектакля (видеозаписей)

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

11-15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Искусство выразительного чтения

Совершенствование умений художественного чтения поэтических текстов:

упражнения на дыхание, артикуляцию, голос.

использование интонационных возможностей языка в собственной речи

логическое ударение  и его роль

 практическое применение речевой паузы

_  Подготовка чтецов для участия в конкурсах, композициях, концертах

 

 

 

 

 

5

 

 

 

16-25

 

 

 

Спектакль как творческий процесс

Работа творческой группы над сценарием спектакля.

Проба ролей. Индивидуальное собеседование по каждой роли.

Работа за столом:

Событийный ряд

Образы, отношения, конфликт

Творческая биография «своего» героя

Искусство перевоплощения через представление и переживание

 

Работа над отдельными эпизодами, сценами

Конкурс на лучшую импровизацию. Актёрские находки

Репетиции отдельных сцен

Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов

Создание эскизов декораций и костюмов

Репетиция всей пьесы

 

Премьера

 

Повторные выступления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

26-28

 

Посещение театра. Экскурсии. Праздники

 

Просмотр спектаклей выездных театров, поездка в театры других городов. Участие в праздниках, организованных Центром дополнительного образования и собственными силами.

 

 

 

 

3

 

 

 

29-32

 

Театральная весна

Работа творческой группы над сценарием

Репетиции

Выступление

 

 

 

 

 

4

 

 

33

 

Поэтическая мастерская «Проба пера»

Стихи собственного сочинения

Выразительное чтение

 Анализ актёрского мастерства

 

 

 

1

 

 

34

 

 

 

 

 

 

 

Всего

 

Подведение итогов

 

Определение рейтинга участников кружка.

Праздник «Звёздный час». Награждение. Пожелания и напутствия

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

34

 

 

 

 

 

 

Предполагаемые результаты реализации программы

 

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

 

Первый уровень результатов

(1 класс)

Второй уровень результатов

(2-3 класс)

9 октября 2019 в 12:39

Прикреплённые файлы:

Документ: Программа внеурочной деятельности для 1-4 классов "Лукоморье"

Описание файла:

Файл называется: lukomore-programa_74lov.docx

Это официальный файл организации «"Лукоморье" МОУ Арефинская СОШ с.Арефино Шишова Н.А.», в нём содержится Программа внеурочной деятельности для 1-4 классов "Лукоморье".

Размер файла: 0,05 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.